Автор Тема: ШИМ контроллер Ondatr для лодочного электромотора  (Прочитано 77176 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

An

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 593
    • Просмотр профиля
Уже ответил в другом месте.

Исходя из отзывов - на 75-ке часто срабатывает защита с 30 lb моторами. А 100-ка дорогая.
80-ка с 30 lb моторами работает более надежно - у нее ток защиты сделан побольше, чем на 75-ке. К тому же на 80-ке есть автомобильный разъем (как на прикуривателе). В походах это удобно. 
« Последнее редактирование: Январь 06, 2017, 01:28:46 от An »

BBX

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 307
    • Просмотр профиля
An, спасибо за ответ.

BBX

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 307
    • Просмотр профиля
Добрый день.
Подскажите,  можно ли повернуть блок управления электромотора на 90% к блоку в котором находится винт?
Это к замечательной идее An о двух электромоторах на боковых транцах, чтобы управления как на мотоцикле.

Ondatra_SV

  • Официальный представитель
  • Hero Member
  • ******
  • Сообщений: 665
    • Просмотр профиля
Только вариант когда ручка будет смотреть на Вас неудобный. И управлять тоже сложно будет

An

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 593
    • Просмотр профиля
Часто возникают вопросы - зачем мотору цифровой регулятор скорости, если у него есть штатный переключатель на 5 скоростей вперед и 3 назад. Отвечу попроще: моторы с таким переключателем на маленьких скоростях (1,2,3,4) греют воду катушкой из проводов, установленной внутри мотора и играющей роль реостата (резистора). На этой катушке падает напряжение, мотор крутится слабее, а катушка греет воду.
Аккумулятор при этом разряжается быстрее...

А при использовании цифрового регулятора скорости на мотор подается ровно столько, сколько ему надо. При этом на малых скоростях экономится до 50% емкости аккумулятора. Цифру привел для примера, так как на разных скоростях она разная.

А вот на 5-ой скорости аккумулятор подключается к мотору напрямую, если не считать вредного механического переключателя, на контактах которого есть падение напряжения и они даже греются из-за этого. И выходят из строя.   

Более дорогие модели моторов уже имеют в своем составе экономайзеры. Это уже не переключатель, а потенциометр на румпеле с плавной регулировкой скорости.

Почему же я решил сделать цифровой регулятор?
Причина проста: его проще настроить под любой мотор, а именно - начальную и максимальную скорость. То есть - он универсален.

На регуляторах скорости с потенциометром существует начальная мертвая зона, при которой мотор вращается, а толку от этого нет. И только в середине его положения мотор выходит на первую скорость. В китайских магазинах уже можно приобретать готовые ШИМ регуляторы с потенциометром, но их надо дорабатывать под каждую модель мотора. 

У меня же есть возможность настроить 1-ю скорость по началу движения лодки, а 8-ой скоростью - ограничить при необходимости мощность мотора. Управление сделано 4-мя кнопками (уже двумя), что позволяет подключить к контроллеру любой пульт (и радио) или кнопочный джойстик.
« Последнее редактирование: Март 19, 2017, 01:29:04 от An »

BBX

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 307
    • Просмотр профиля
Аn, добрый вечер.
Скажите, а возможно сделать так, чтобы ваше устройство помещалось в блоке управления мотора и управлялось штатной ручкой?

An

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 593
    • Просмотр профиля
Внутри плата должна поместиться, а вместо штатной ручки желательно использовать трубу такого же диаметра, а на ее конце переключатель реверса и кнопки переключения скоростей. Кнопками управлять проще, чем вращением штатного румпеля.

Я позже покажу все возможные варианты установки контроллера. Себе встрою контроллер в голову мотора с ручкой, описанной выше.

Есть еще вариант насадки с кнопками на штатную ручку.

Плату с контроллером в любом случае сделаю универсальной, чтоб ее можно было установить куда угодно. Делать специальную плату под штатную ручку пока не вижу смысла - моторы внутри все разные.

Ondatra_SV

  • Официальный представитель
  • Hero Member
  • ******
  • Сообщений: 665
    • Просмотр профиля
Шим без поворотного устройства вещь очень нужная. Если применительно к катамарану, то будем дожимать механическое поворотное устройство. Скорее всего, на тросиках. Выносить блок управления вперёд под руку. И в этом случае выносной блок управления пуск/стоп/переключение скоростей от An, окажется очень нужным.

An

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 593
    • Просмотр профиля
Контроллер с поворотным устройством на небольших водоемах оказался мало полезен во время рыбалки. Он нужен только для передвижения на большие расстояния - на лодке.

An

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 593
    • Просмотр профиля
Погонял регулятор скорости на стенде и пришел к выводу, что чем меньше кнопок на пульте, тем лучше. Недаром на обычном моторе румпель переключает скорости в обе стороны от нуля.

Подумал сделать так же, но с кнопками. Как оказалось, чем меньше кнопок, тем логичнее должна быть их работа, а программа микроконтроллера сложнее.

Изначально сделал пульт и программу для 4-х кнопок: вперед, назад, скорость +, скорость -. Оказалось - много. На рыбалке смотреть на значки на кнопках некогда. Надо управлять мотором вообще не задумываясь. Да и надежность 2-х кнопок выше, чем у 4-х. 

Итог: на пульте всего 2 кнопки. Они управляют направлением и скоростью из среднего положение (среднее положение - 0 на индикаторе и остановленный мотор). Нажал кнопку вперед - включилась первая передача вперед. Затем эти кнопки переключают передачи. Включил передачу 0 - мотор остановился. Так же - в другую сторону.

При этом кнопки можно нажимать однократно или нажать и держать. В этом случае скорости будут плавно переключаться от меньшей к большей и наоборот. Задумываться не надо - куда нажал, туда скорость увеличивается или уменьшается. Дошла скорость до нуля - переключится направление и передачи будут переключаться в другую сторону.

Для настройки скоростей есть еще одна кнопка. Ее можно расположить скрытно, но доступно или открыто на пульте. В первом случае она служит для служебного режима, а во втором - как кнопка СТОП (и для служебного режима).

Кнопка СТОП останавливает мотор моментально - при любой скорости и направлении. Это чуть быстрее, чем перебирать скорости до нуля.

В данном варианте контроллер можно разместить и в голове мотора. Кнопку СТОП при этом можно спрятать или вынести на торец румпеля мотора. А вот вместо штатного переключателя скоростей (5 вперед и 3 назад) придется установить конструкцию с 2-мя кнопками, которые будут нажиматься при небольшом повороте румпеля в стороны. Индикатор скорости тоже можно установить на верхней крышке мотора. 

Как вариант рассматриваю насадку на конец румпеля c 2-мя или 3-мя кнопками.   

« Последнее редактирование: Январь 13, 2017, 18:06:26 от An »

An

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 593
    • Просмотр профиля
Для примера доработал штатный румпель одного из своих моторов - установил на него кнопки управления. Сам румпель оставил поворачивающимся вокруг своей оси - так удобнее управлять мотором и кнопками разными руками.
Фото доработанного румпеля:
« Последнее редактирование: Январь 15, 2017, 16:00:59 от An »

Ondatra_SV

  • Официальный представитель
  • Hero Member
  • ******
  • Сообщений: 665
    • Просмотр профиля
An, все очень даже отлично выглядит! А за какое время происходит переключение с 1 на 5 ую скорость, если удерживать кнопку? Или это настраиваемая функция? Красная кнопка это и есть моментальный стоп? 

An

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 593
    • Просмотр профиля
Скоростей 8, а не 5.

Да, красная кнопка - моментальный стоп. От 0 до 8 скорости при удержании кнопок со стрелками проходит 2 секунды. Время подобрал так, чтоб визуально было видно переключение на каждую следующую скорость и можно было даже остановиться на нужной.
Переход из 8-ой скорости вперед на 8-ю назад (или наоборот) проходит за 5 секунд (2+2+1 на остановку). Скорости в сторону уменьшения, как и при увеличении  переключаются по-очереди, можно остановиться на любой.
Скорость переключения на следующую скорость не настраиваемая функция - нет такой необходимости. Даже вручную быстрее не получится. Сделал так - как описал выше, чтоб переключения были как можно быстрее и при этом на индикаторе был виден процесс их переключения.   
При этом мотор разгоняется плавно и нет рывка тока, который мало полезен как мотору, так и контроллеру. Да и разгон будет приятнее - без рывков. 

Скоро для наглядности выложу видео - как это работает. 
« Последнее редактирование: Январь 15, 2017, 19:33:20 от An »

Ondatra_SV

  • Официальный представитель
  • Hero Member
  • ******
  • Сообщений: 665
    • Просмотр профиля
 чтоб визуально было видно переключение на каждую следующую скорость

визуально это как, по вращению винта?

An

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 593
    • Просмотр профиля
У меня же индикатор скорости сделан - цифровой. Индикатор лучше всего установить на модуль управления, который подключается между аккумулятором и мотором. Я сделал такой алгоритм управления, что индикатор играет не главную роль - на него можно глядеть изредка или вообще не смотреть на него.
« Последнее редактирование: Январь 20, 2017, 22:21:55 от An »