Для нашего ката кили сзади нужны как минимум для уменьшения сноса в ветер.
На корме есть погруженный в воду мотор. Он уже уменьшает снос. Ну можно добавить еще кили для усиления ламинарного потока и сноса.
А носовая часть баллонов не имеет хорошего зацепления с водой - и сносится ветром, и при повороте стремится продолжать прямолинейное движение. Это как на авто, когда задние колеса шипованные, а передние - нет. Передок едет сам по себе, не вписываясь в поворот.
Поэтому и нужны съемные кили в передних частях баллонов - для лучшей поворачиваемости ката. Аналогия с сейфбордом здесь принципиально-неуместна - на нем нет сзади движителя.
Если я в чем-то ошибаюсь - укажите
Кат разворачивается веслами на месте при любых килях. При определенной сноровке отлично веслами рулится на фиксированном моторе. Определенные сложности возникают при прямолинейном движении. Стоит разделить движение ката на разных моторах.
Для электрических очень важно, что-бы катамаран двигался прямолинейно, а моторчик подталкивал и разгонял. Если катамаран не может двигаться прямолинейно, соответственно теряется мощность и скорость под мотором.
Для мотора с воздушным охлаждением, который попался в руки - из-за низких оборотов поведение аналогично электрическому. Но за счет большей мощности поведение ката более предсказуемо и кили немного улучшают прямолинейность, но не так заметно, как у электро.
Для сузуки - ситуация другая. Ему вообще кили не нужны. Достаточно мотора.
Для электродвигателя, я попробовал в качестве киля использовать третье весло. Получилось очень неплохо. опирал на багажник и рулил вращением пера.
Еще интересная тема - ветер. Профиль у ката высокий и кили нужны огромные. Те, что мы ставили - не спасают. Нужно использовать донные или водные якоря. Ну или шверт. Хотя не продумывал его использование.
Немного прокомментирую видео под сузукой, по нему заметно, что кат под мотором сильно задирает нос. Но при стоянке с навешенным мотором перекоса не наблюдается. Есть мнение, что в нашем случае нужно дальше заваливать транец. Скоро обещали тесты с переделанным.