За лето стало ясно - под вёслами Ондатра ходит везде, но к осени становится ветрено и приличная парусность сводит на нет вёсельное великолепие.
Конец сезона, время скидок - пора покупать ходовой мотор. Чтобы не гробить уключины и вёсла, а идти со спокойным достоинством водоизмещающего режима, без жалких потуг на переходный. И порыбачить "на дорожку", когда приспичит в нужном месте в нужное время.
После установки фирменного транца замерил расстояние до пола = 47 см, дело было в квартире. На воде, понятно, осадка зависит от общего веса седока и грузов. В моём случае : 72 кг + фанерная площадка на ликтросах в носу + алюминиевая площадка в комбинированном чехле-багажнике на раме в корме + якорёк + пара удилищ и разная мелочь = 8 см осадки.
То есть, расстояние от верха транца до воды = 39 см.
После прогона кандидатов, взятых в прокатах, стало очевидно - бензинки подойдут.
Но, 4-х тактники и лишь с длинным дейдвудом, от 20" (50.8 см). Которых в нашей (непонятно кем благословенной) стране ... не найти. Ни днём, ни с огнём - официалы тупо завозят лишь коротконогие мелкомоторы и не соглашаются выполнять единичные заказы. Хоть с любой предоплатой, хоть без.
Почему длинный дейдвуд ?
Днища, которое бы обеспечило необходимый упор в наших катах нет, а баллоны неизбежно проседают кормой, от работы винта. Более того, на оборотах моторов выше средних, баллоны начинают деформироваться в местах крепления к ним резиновых проушин, куда вставляются концы транцевой балки.
В итоге получаем водоизмещайку карикатурного вида : кат с задранным носом и минимальной ватерлинией. С космонавтом, возлежащим в кресле. Потуги присобачить гидрофойл к коротконогой бензинке также вызывают желание сплюнуть и забыть : например, вездесущая Suzuki DF2.5S создана для расстояния от транца до ватерлинии = 38.1 см. Плюс к этому, для нормальной работы требуется обеспечить 10-15 см от ватерлинии до верхней кромки винта.
Анекдотичный факт : единственный в РФ 4-х тактный длинный мелкомотор - Суза с дейдвудом 50.8 см таки продаётся, и даже по стандартной цене. Но, поставляется лишь на Дальний Восток. По условиям договора с Suzuki дальневосточные дилеры не имеют ПРАВА !? пересылать модель DF2.5L за пределы своего региона.
Прокат в поисках оптимума привёл к электромоторам. Порнография в виде 12-вольтовых 20-30 фунтовых троллеров, никоим образом не прельщает. Думаю, нет смысла говорить, почему ?
Желтые братья наши потеснили небратьев белых. В пику немчуре (Torqeedo Travel 1003) родили ePropulsion Spirit 1.0 и его-то удалось прогулять по Маркизовой Луже, на полуметровой волне и умеренном ветру. Нога у него тоже именуется короткой, но у электричек они существенно длиннее, чем у бензинок = 62.5 см. Минус 39 см от транца до воды и минус 14 см до верхней кромки винта ... вуа ля ! Тяговый двухлопастной винт с прямым приводом и меньшими, чем у бензинок (той же мощности) оборотами, гордо висит в добром десятке сантиметров под ватерлинией на корме у моей Ондатры.
Ни тебе кавитации, ни вибрации, а чистая красота и комфорт : при 55 дБ собственных шумов, мотор почти не слышен на фоне журчания воды. Тяги хватило и против ветра, на короткой волне и после небольшой намотки водорослей на винт.
При этом дифферент катамарана и водоизмещающая "походка" полностью меня устроили.
Вижу несколько изъянов, заставляющих пристально таращиться на комп в поисках альтернативы ePropulsion Spirit 1.0 :
- напряжение Li-Po аккумулятора = 40.7V и для питания полезных вещей непригодно. Тем более, что нет ни одного разъёма для этой цели ;
- досаждала посадка полубоком, для управления румпелем. Сложил спинку кресла вперёд и уселся на мягкий подспинник, но от привычки к комфортной прямой посадке отделаться не удалось ;
- если зафиксировать румпель в горизонтальной плоскости, то на длинных ходовых отрезках удобно править курс вёслами. При этом сохраняется комфортная прямая посадка. Недостаток данного электромотора - фиксатор румпеля, примитивная шпилька с неудобным доступом ;
- общий вес мотора (из двух частей) без малого 20 кг ;
- вот, ну не радует голубенький цвет !-) а его китаёзы там-сям да и налепили на вполне мужской мотор.
Немчура усовершенствовала старичка 1003С. Сделали прямой привод и гнусный вой исчез, а моторчик стал практически бесшумным = 33 дБ. Остальное, кроме утяжеления на 2 кг, осталось прежним. В том числе и проблемы : у бортового компа с GPS (при всём их удобстве) часто тупил софт = потенциальная проблема за цену весьма немалую. Люди жалуются на качество краски подводной части.
Обновка называется Torqeedo 1103C и уступает ePropulsion Spirit 1.0 в цене и дальности заплыва.
Выигрывает немец лишь наличием разъёма для запитки слаботочных гаджетов от ходового Li-Mn аккумулятора. Для зарядки которого потребуется полсуток. Вместо пары часов у китайца со скорым зарядником или пяти часов со стандартным.
Некую альтернативу вижу в другом китайце : Haswing Cayman T. Он, конечно, слабее обоих = 55 фунтов тяги, но имеет встроенный ШИМ. Весит неслабо = 14 кг, без питания.
Машинка снабжается аж тремя типами пультов дистанционного управления, любой из которых обеспечит удобнейшую прямую посадку в замечательном креслице Ондатры, при полном контроле за курсом и скоростью ! Если запитать его соответствующим лифером - открываются вполне сказочные возможности за разумную таньгу.
Вот только прокатать его пока не удалось. И вряд ли удастся, пока не выберусь в страну Суоми ...
О ценниках не говорю, Ондатра сама-по-себе предполагает владение людьми самодостаточными. Интересны обоснованные Ваши мысли о предпочтениях в выборе моторов.
На первом месте оставил Suzuki DF2.5L и не только из-за ценника. Чтобы зарядить её потребуется несколько минут, а не много часов у генератора или розетки в гостинице.