Приветствую, коллеги.
Прошу высказать свои мнения по выбору универсального аккумулятора.
Плавание без эхолота по мелководному Финскому заливу чревато опасностями распороть баллоны - многочисленные свалки строительного мусора и другие скрытые пакости. Поэтому куплен Lowrance Hook2-4x c GPS плоттером. Требуется 0.5 А при 10.7-17 VDC. И здесь вроде бы дёшево и сердито : AGM на 5-7 Ач, весом 2.2-2.7 кг = 500-900 руб.
Пристегни к нему маму-прикуриватель и, кури себе и эхолот, и телефон, и ещё чего-нибудь.
Выигрывают AGM аккумуляторы не только радостным ценником. А также и тем, что можно брать их на холод, на подлёдную рыбалку, например. До 30 % ёмкости они теряют при замерзании, но остаются живы-невредимы и эхолот на льду совсем не лишний.
Но, проигрывают в весе : начиная от тройки килограммов вещица будет весить. Разряжать их следует менее 80 % и сразу же после возвращения к розетке - подзаряжать до номинала. Иначе - скорый кирдык аккуму.
Но, ведь лодку мы не в руках носим, да ? Подвозим к воде на автомобиле. Аккумулятор которого, вернувшись после долгого и счастливого заплыва, некоторые обнаруживают разряженным. Настолько, что и движок и не запустить.
Ну, не было ни разу - и опять !
И, хотя со мною такого действительно не было, ни разу, но ... Со временем, любой автомобильный аккумулятор не молодеет, ёмкость падает, закон подлости имеет место в этом мире, и т.д.
Решил, что надо купить пуско-зарядное устройство, в просторечьи называемое бустер.
Предложений на рынке множество, есть откровенно жульнические - китайский дешман с различных Алей. Там цифры ТТХ пишутся любые, в реальности не имеющие ни малейшего подтверждения.
И есть вполне честные трудяги, с выходами на 5 VDC для USBэшников и 12,16,19 VDC для ноутов и т.п. Среди трудяг есть модели, которые заточены сугубо под запуск автомобильных движков, а в качестве мобильного пауэрбанка работают паршиво : в них заложены конструктивные подлянки. Суть подлянок в том, чтобы отрубать слаботочных потребителей, вроде тех же ноутбуков или эхолотов, вскоре после подключения. Вероятно - чтобы заряд приберегался для основной задачи. А для запуска автомобильного движка, заряда ПЗУ должно быть более 40 % - иначе тупой юзер просто угробит девайс.
Поскольку, отупление населения стало глобальной целью правящей Ыллиты (и в этом они везде преуспели), конструкторам приходится факт учитывать. И, таким способом, спасать ...
Есть и универсальные ПЗУ. Эти могут и машину завести, и послужить источником питания для того же эхолота, навигатора и прочих. Ценник варьируется от 7 косых до 13-15, но модель выбирать достаточно сложно - маркетологи, ссуки ... ЧТО конкретная модель реально может, зачастую определить удаётся лишь после разборки и поиска спецификации начинки по каталогам. Ну, или надо мерить различными тестерами.
Выигрыш таких устройств : прежде вес, обычно 0.5-1 кг. Количество циклов заряда-разряда, от 1000 раз. Мультивольтажные разъёмы, для разных потребителей. Реальная возможность запустить мотор, даже с мёртвым аккумулятором.
Проигрыш : смертельно боятся низких температур, полного разряда и сверхзаряда. Сложны в начинке и мало ремонтопригодны при отказе. Дороги, и цены практически не снижаются - старые модели просто перестают выпускать. Кроме того, при покупке следует внимательно смотреть на дату производства : если аппарат провалялся на складе полгода и более - с большой долей вероятности вы покупаете полудохлый экземпляр.
К этому добавлю, что запустить мотор мало - надо, чтобы работал генератор. Если он умер, а купание в бродах и глубоких лужах этому весьма способствует - ПЗУ не поможет. Вот здесь-то и таится, для меня, главный вопрос : что же брать в качестве единственного и универсального источника питания в Ондатру ?
Получается, что небольшой тяговый AGM аккумулятор, с пусковым током 180 А вполне себе выполнит все вышеперечисленные задачи :
- эхолот, мобильник, навигатор запитает ;
- движок автомобиля запустит ;
- проехать несколько десятков километров поможет, если вдруг умрёт генератор.
Весить, однако, такая прелесть будет не меньше 4-5 кг. Возникает вопрос : куда его девать на Ондатре ? в бортовой сумке ему делать нечего.
На корме, за спинкой сидения я ничего не хочу размещать : использую это место, как площадку для ловли стоя. Спинку кладу на сидение. Опору ставлю в замки Borika, закреплённые на балке кормового транца и страхую четырьмя ремешками - два с кормы и два по миделю. Получается гораздо большее (по площади) и существенно надёжнее (по креплению) ровное место, чем стандартная площадка. Она тоже есть, только вот устраивать танцы на ликтросах - неее, спасибо !
Получается, лучше всего купить всё-же, именно тяговый аккумулятор ?
А размещать его ближе к носу, на стандартной площадке для ловли стоя. В гермомешке. Тогда, на ходу под мотором, будет какая-то (хотя бы незначительная) подмога в правильном дифференте лодки.